выберите период

Четыре урока Европы

В Софии завершился чемпионат Европы. С одной стороны – непредсказуемо, с другой – закономерно. Кто сомневался в силе французов и их способности выиграть континентальное первенство? После летней победы в Мировой лиге эта сборная по факту вошла в элиту мирового волейбола и сейчас лишь подтвердила свой высокий уровень.

 

К серебряным медалям Словении можно относиться по-разному. Можно записать этот сумасшедший слалом через Голландию, Польшу и Италию в разряд сенсаций, которые время от времени случаются. А можно увидеть в этом подтверждение относительно новой тенденции, которая набирает обороты практически во всех игровых видах спорта.

 

Посмотрите, пусть и в разобранном состоянии, но наша баскетбольная сборная уступает на чемпионате Европы Польше (!), Израилю (!!), Финляндии (!!!). В футболе в финальную часть чемпионата континента уверенно выходят Албания, Северная Ирландия, Исландия, Уэльс – когда такое было?! В хоккее разница между командами, выступающими в группах «А» и «Б» чемпионата мира, становится все менее заметной.

 

Победы мировых лидеров над вчерашними аутсайдерами даются все с большим трудом. И все чаще и чаще середняки вырываются вперед – за счет лучшей готовности и настроя на конкретный матч или турнир. Тенденция такова, что средний уровень развития игровых видов спорта в целом и волейбола в частности в последнее время серьезно вырос. Сейчас все умеют играть, обладают передовыми разработками в области подготовки – физической, тактической, психологической, располагают исполнителями достаточно высокого уровня. Обыграть «на одной ноге» уже никого не получится.

 

Процесс выравнивания имеет объективные и субъективные причины. Среди первых – развитие информационных технологий, общая открытость мира, доступность информации, заложенная база подготовки, начиная с детского спорта. Одной из субъективных причин я бы назвал также… развал Советского Союза. Который дал мощнейший толчок развитию мирового спорта, когда тысячи высококлассных, но нищих специалистов из СССР растеклись по миру – играть, тренировать, передавать (продавать) опыт страны, где спорт высших достижений был элементом национальной политики наряду с балетом и космосом.

 

Вячеслав Платонов поднимал волейбол в Финляндии, Алекно и Гребенников работали во Франции, длинный список ведущих наших волейболистов отметились в девяностых годах прошлого столетия в Италии и Турции. Последствия этого процесса мы и пожинаем – в том числе в виде Ивана Зайцева и Олега Антонова в составе сборной Италии, Жени Гребенникова – в команде Франции.

 

Мир стал более открыт – и с удовольствием впитал в себя все, что было лучшего. И вот уже итальянские тренеры, выросшие на изучении советского методического наследия, едут к нам в качестве мэтров. Этот урок мы вроде бы уже усвоили, но обучение, похоже, только начинается. Ученики превзошли учителей, пора учителям вновь основательно садиться за парты.

 

Уроки прошедшего чемпионата Европы очень просты: для достижения результата в современном спорте нужна КОМАНДА, – не на бумаге, а на деле, в игре. Роль индивидуальности все еще высока, но на выросшем общем уровне именно налаженные командные взаимодействия играют определяющую роль. Посмотрите на сборные Франции и Словении.

 

Урок второй: у сборной, претендующей на чемпионство, не должно быть слабых мест – их моментально вычислят и используют по максимуму. Статистика свидетельствует, что чаще побеждает не та команда, которая забивает в три метра, а та, которая играет чище, допускает меньше собственного брака.

 

Урок третий: тактическая гибкость команды, способность «переобуться» в прыжке, найти верное решение – это гарантия выживаемости под любым давлением. Те же французы победили в полуфинале Болгарию, уступая 0:2, изменив тактику поединка.

 

Урок четвертый: при равенстве сил на площадке огромное значение приобретает эмоциональный настрой и психологическая устойчивость. Сборная России вышла на эмоциональный пик в поединке с Сербией, и уступила «заряженной» на сто процентов Италии. Которая, в свою очередь, выплеснув все эмоции накануне, не смогла оказать сопротивления Словении…

 

Все эти уроки мы, казалось, усвоили еще со времен олимпийского финала в Лондоне. Ведь там все это было – и смена тактики, и минимум своих ошибок, и эмоциональная заряженность… К сожалению, этот урок мы не закрепили в сознании. Снова пора за парты.

 

 

 

Олег ВЛАДИМИРОВ.