выберите период

Итоги чемпионата. Академический театр или цирк-шапито?

Спорт – это не только борьба за очки, секунды, победы. Это еще и борьба за зрительское (спонсорское) внимание по всем фронтам – между видами спорта, между различными лигами, клубами, звездами и т.д. Волейбол  в мировом спортивном маркетинге скромно стоит в тени футбола и хоккея, нерешительно покусывая баскетбол в отдельных уголках планеты. В США, например, баскетбол и волейбол даже сравнивать нечего, в Польше ситуация обратная. У нас «летающий мяч» пока де факто четвертый игровой вид спорта по популярности, но каков потенциал!

 

Сборная России – олимпийский чемпион и чемпион Европы, главный претендент на любые титулы. Наши клубы прочно оккупировали европейские клубные вершины, и каждый проигрыш здесь воспринимается как досадное недоразумение. Суперлига – общепризнанно сильнейшая профессиональная лига планеты. У нас славное прошлое, уверенное настоящие и перспективное будущее. Волейбол в России вполне способен «подвинуть» баскетбол, а в плане набора патриотических вистов ему просто нет равных!

 

Мы констатируем очевидное, чтобы на этом фоне более выпукло выглядели итоги прошедшего клубного сезона. Да, еще не сыгран чемпионат мира среди клубных команд в Бразилии, ради которого был купирован плей-офф национального чемпионата – но его результаты мало повлияют на оценки того, что происходило внутри страны. Как ни крути, выиграет «Белогорье» мировую корону или нет, чемпионат страны уже потерпел вполне определенные убытки – имиджевые, спортивные, маркетинговые.

 

Разделение любого чемпионата на «гладкую» часть и плей-офф подразумевает, что большую часть игр команды проводят в «регулярке», но самое интересное происходит на стадии игр навылет. В нынешнем чемпионате России мы получили растянутую, перемежающуюся длительными перерывами, предварительную часть, и бешенное ускорение укороченного плей-офф, завершившееся яркой вспышкой в Екатеринбурге. Если оторвать собственно чемпионат от всевозможных внешних контекстов, повлиявших на его календарь (имеются в виду многочисленные международные соревнования на уровне клубов и сборных), то мы получим крайне нелогичную и ущербную модель.

 

При этом понятно, что от этих самых контекстов никуда не уйти, а поиск компромиссных решений неизбежно влечет за собой ущемление чьих-то интересов. Вопрос в том, чьи интересы доминируют и что из себя представляет чемпионат России в волейбольной Суперлиге. За давностью лет не будем вспоминать сезон 2006-2007 годов, когда чемпионат страны в угоду тогдашнему тренеру сборной Зорану Гайичу был урезан до одного круга. Дивидендов сборной это, кстати, не принесло. Давайте лучше посмотрим, какие дивиденды получил российский волейбол от чемпионата 2013-2014 годов. 

 

Рваный график регулярного чемпионата и искрометный финиш оставили ощущение праздника, которое бывает при приезде в провинциальный город цирка шапито. В этом городе рады любому событию, в любом формате, тем более что исполнители – высший класс. Сегодня они дали одно выступление, а послезавтра – сразу три, чтобы на следующее утро сорваться, превозмогая усталость, в какую-нибудь Бразилию. И оставили после себя запах праздника, обрывки афиш, конфетти и легкое ощущение несбывшихся надежд.

 

Между тем, лучший в мире чемпионат – это академический театр, у которого есть свое здание, лучшее в городе, устоявшийся репертуар и звездная труппа, отрабатывающая сезон от и до. Это центр притяжения, это традиции, где невозможно представить, что спектакль не состоится или будет исполнен в сжатом варианте, и не на главной сцене.

 

Ну, вы поняли. Надо определяться, что такое российская волейбольная Суперлига – академический театр или цирк-шапито. Это основополагающее, базисное понимание, на котором выстраивается вся дальнейшая игра. Если мы подходим к Суперлиге с точки зрения системообразующего события спортивной жизни страны, Европы и мира, тогда надо решать структурные и инфраструктурные вопросы, озаботиться стабильностью календаря, исполнением регламента и т.д. И подавать и продавать качественный, стабильный, предсказуемый в своем формате продукт.

 

Если же Суперлига – это цирк-шапито, тогда все вышеперечисленное необязательно. Тогда чемпионат становится вторичным продуктом с соответствующим к себе отношением со стороны болельщиков, спонсоров, да и самих спортсменов. Основной итог прошедшего чемпионата – мы стоим на распутье. Еще один «обрезанный» сезон – и можно смело ставить крест на мировом доминировании в клубном волейболе.

 

О спортивных результатах сезона поговорим в следующий раз.

 

 

Олег ВЛАДИМИРОВ.